Учебные материалы для студентов

Деловая этика


Деловая этика



Сущность этикета. Деловой этикет как важный фактор профессиональной подготовки специалиста


Важнейшая отличительная особенность человека любой эпохи – присущая ему потребность в общении. Оно характеризуется нормативностью, упорядоченностью связей – благодаря правилам и нормам, регулирующим общение в зависимости от его целей и средств. Нормативность, с одной стороны, ограничивает общение, а с другой, программирует определенный тип и форму взаимоотношений. Глубинные социально-экономические факторы воздействуют на общение через деловую культуру его субъектов – участников, рассматриваемую под углом зрения ее морального заряда.

Общение является важной стороной более широкого по объему феномена – поведения людей, одним из аспектов которого, в свою очередь, выступает этикет как установленный порядок поведения в семье, общественных местах, формирующийся прежде всего в соответствии с господствующими в обществе нравами и обычаями. Становление этикета протекает в непосредственной зависимости от всей системы регулирования отношений между людьми, включающей нормы морали, права, общественное мнение и т.д. С его помощью можно выразить признание значимости человека, с которым мы вступаем в контакт, уважение к нему.

Этикет представляет собой единство нравственной (оценочной) и разделяющей функции: признавая значимость каждого человека, мы признаем и различие этой значимости, зависящее как от личных качеств человека, так и от возложенных на него обязанностей, а также его социального статуса, пола, возраста, званий, титулов. Философ Ф. Бэкон (Англия) еще в XVI – XVII веках рассматривал этикет как богатство, которое человек должен эффективно использовать для укрепления своей репутации, что, по мнению данного мыслителя, равносильно обладанию рекомендательными письмами. Итак, современный этикет – это система норм поведения, при помощи которых человек призван считаться с достоинством других людей и защищать собственное достоинство, создавать условия для преодоления конфликтов и достижения намеченных целей. Отмеченные нормы регламентируют стиль работы предпринимателей, управленцев, стиль общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения деловых переговоров и т.д. Несоблюдение этикета ведет не только к нравственным коллизиям, но и к серьезному психологическому дискомфорту личности, что негативно сказывается на морально-деловом микроклимате в трудовом коллективе.

В рассматриваемом дуэте «этика – социальное общение» видное место занимает профессиональная этика (особенно в профессиях, где непосредственно действует человек). Профессиональная этика является прикладной этикой, в которой сочетаются интересы общества и гарантии независимости личности как носителя определенной профессии, а также высокие требования к профессионалу, в том числе к его моральному облику. В сущности, профессиональный этикет выступает этикетом делового общения, т.е. деловым этикетом, представляющим собой важную сторону профессионального поведения специалиста. Ядром профессионально-делового этикета менеджера, предпринимателя является их «кодекс чести» – свод основных правил нравственного поведения. Указанный кодекс и этика бизнеса (деловых отношений в целом) выражаются прежде всего в следующих аспектах: глубокая порядочность партнеров, их высокая ответственность, умение и желание находить компромиссы при несовпадении мнений по деловым проблемам; профессиональное знание предлагаемых товаров и услуг, организации коммерческого дела, иностранных языков; высокая внутренняя культура; хорошая физическая подготовка, умение быть элегантно-подтянутым; хорошие манеры.

Давая более развернутую характеристику этики деловых отношений, к ней следует отнести: правила и нормы делового мышления, определяющие деловое поведение и общение людей; разумное обеспечение функционирующих норм указанного мышления с точки зрения здравого смысла, потребностей профессии, общества; обоснование либо критическую оценку апробированных, известных норм делового общения с позиции гуманизма, экономической полезности, а также норм права. Но указанная этика все более немыслима и без системы знаний специалиста о трудовой и профессиональной морали, ее истории, об отношении людей к своей работе, ее смысло-жизненном предназначении, о характере отношений сотрудников деловой команды во время работы, о ценностях и идеалах, призванных обеспечить духовную основу высокоэффективного труда.

Показательны в этом отношении три «кита» западной этики деловых отношений: преуспевание в делах, профессионализм, порядочность. В западном бизнесе максимально ценят преданных, в том числе в плане нравственной зрелости, партнеров и, напротив, с не вполне этично действующими новичками рвут деловые отношения немедленно и навсегда. Золотым правилом в деловом смысле на Западе считается принцип: заботься о коллегах и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе. В рыночных структурах там надолго и эффективно утверждается не более 10 – 15 % претендентов на длительную предпринимательскую деятельность, продемонстрировавших не только профессионально-специальную, но и моральную закалку. Развернутое изложение важных аспектов утвердившихся на Западе этических норм деловых отношений – в следующих разделах.

В завершение данной части пособия отметим несомненную заслугу в формировании теоретических основ соответствующей этики таких видных мыслителей, как М. Вебер и В. Зомбарт. М. Вебер в труде «Протестантская этика и дух капитализма» показал огромное значение в процессе утверждения капитализма его «духа» – отсутствовавшего в докапиталистический период морально-психологического явления. Оно выросло из протестантской морали, поощрявшей накопление богатства собственным трудом, развитие предприимчивости и конкурентности в экономической деятельности. В. Зомбарт охарактеризовал деловую мораль как совокупность правил и предписаний поведения делового человека по отношению к окружающим, особенно другим деловым людям. В структуру этой морали он включал два основных компонента: а) «мораль в деле» – пунктуальность в выполнении деловых обязательств, ведении документации, реализации контрактов; б) «мораль для дела», вобравшую такие добродетели, как умеренность, прилежание, скромность, упорство в достижении праведной цели делового человека как «завоевателя, организатора и торговца» одновременно.

В нашей стране православие не стало духовным «локомотивом» предпринимательской этики. Историческая инициатива в деле разработки и утверждения норм этикета исходила от Петра Романова (Первого), в 1709 г. издавшего Указ о наказании всех, кто вел себя «в нарушение этикету». Данный Государь, прорубивший «окно в Европу», внедрял в основном непредпринимательские аспекты этикета, связанные с одеждой, внешним видом, манерами поведения в общественных местах. Поскольку отмеченные аспекты не соотносились с национальными традициями россиян, они были отвергнуты после смерти Петра. Императрицы Елизавета и Екатерина Великая отбирали лишь те правила иностранного этикета, которые соответствовали национальной культуре России.

Вопросы для самопроверки

2.1. Что такое этикет?

2.2. В чем видел суть «духа капитализма» М.Вебер?

2.3. Какие факторы сформировали западную этику деловых отношений?

2.4. Что такое «кодекс чести» бизнесмена?

Контрольные вопросы

2.5. От каких факторов зависит становление этикета?

2.6. Какова сущность профессионального, делового этикета?

2.7. Какие структурные элементы этики деловых отношений вы знаете?

2.8. Какими тремя основными ценностями характеризуется этика деловых отношений на Западе?

2.9. В чем суть заслуг Петра Первого, Елизаветы и Екатерины Великой в утверждении норм этикета в нашей стране?