Учебные материалы для студентов

Деловая этика


Деловая этика



Ответы на вопросы для самопроверки


1.1. Многообразие деловых качеств специалиста, его организаторские способности, нравственный потенциал.

1.2. Знания, высокую квалификацию, нравственные качества, способность альтернативно мыслить.

1.3. Проявление в практических делах моральных качеств и знаний, наличие представлений о многообразии нравов людей.

1.4. Аристотель.

2.1. Установленный порядок поведения в бизнесе, семье, обществе в целом, соответствующий общепринятым нормам и обычаям.

2.2. В морально-психологическом феномене, выросшем из протестантской морали, поощрявшей собственный труд, предприимчивость, состязательность в труде.

2.3. Прежде всего протестантская мораль.

2.4. Свод основных правил нравственного поведения.

3.1. Моральные нормы, ориентирующие бизнесмена на получение максимальной выгоды для себя.

3.2. Англия.

3.3. Моральная ориентация на важность общественных последствий бизнеса.

3.4. Международный авторитет бизнесмена, фирмы.

4.1. В Германии.

4.2. Прежде всего чистым и аккуратным, для рабочего дня светлым, делового вечера – предпочтительно темным.

4.3. Совокупность общепринятых правил, соблюдаемых деловыми людьми в деловом общении.

4.4. Способствует формированию благоприятной атмосферы на деловых переговорах.

4.5. Китая.

4.6. Выжидание, выражение согласия с партнером в принципе, но желание дополнительного согласования важных деталей.

4.7. Документ, включающий имя и фамилию бизнесмена, должность и адрес фирмы, номер телефона, телекса и телефакса.

4.8. Да, так как это позволит вам выяснить настроение партнера, его морально-психологическое состояние.

5.1. Она включает мимику, жесты, интонацию и другую технику общения.

5.2. Ошибки в произношении и ударении.

5.3. Активно используемые в деловой практике, но не ставшие общеупотребительными слова.

5.4. Соответствием высказываний мыслям говорящего.

5.5. Речь в быстром темпе, без пауз, с элементами тавтологии и обилием заимствованных, неуместно используемых слов.

5.6. Свод законов и правил, обеспечивающих действенность речи.

5.7. Дикция, правильное литературное произношение, темп, полнота и звучность речи, интонация.

5.8. Нежелательно, но оправданно тогда, когда может быть взаимным или обусловлено неформальными отношениями.

5.9. Приблизительно 1,5 м – при отсутствии преграды в виде, например, большого письменного стола.

6.1. Быть значимым для людей, полезным им, а не только высокообразованным и профессионально компетентным.

6.2. Аппарат управления, состоящий из нетворческих, не замечающих посетителей работников.

6.3. Неспособностью специалистов учиться на своих ошибках.

6.4. Практическим стремлением отдать все силы и знания коллективу, не требуя вознаграждения.

Вопросы для итогового испытания

1. Современный специалист как профессионал и личность.

2. Роль этики в формировании деловой культуры специалиста.

3. Сущность этикета и его профессионально-деловой разновидности.

4. Основные структурные элементы этики деловых отношений.

5. Главные черты этики современных деловых отношений в странах Запада.

6. Особенности этики современных деловых отношений в России.

7. Этика прибыли и этика социальной ответственности: общее и особенное.

8. Основные требования к организации и проведению деловых переговоров при непосредственном общении.

9. Своеобразие переговорного процесса с зарубежными (США, Япония, Китай и др.) деловыми партнерами.

10. Подготовка и проведение международных телефонных деловых переговоров.

11. Роль визитных карточек в международном деловом общении.

12. Деловые приемы, обеды, подарки как факторы международного общения.

13. Главные требования к одежде делового человека.

14. Роль деловой переписки в международном общении.

15. «Умение наблюдать» как важный элемент невербального общения.

16. Система жестов в деловом общении.

17. Основные требования к деловому разговору.

18. Основы риторики как искусства делового красноречия.

19. Сущность делового этикета.

20. Руководитель и подчиненный: этика взаимоотношений в ходе делового разговора.

21. Основные черты этико-психологического портрета делового человека.

Тематика контрольных работ

Тема 1. Этика и этикет делового человека:

1) современный специалист как профессионал и нравственная личность;

2) сущность деловой культуры и место этикета в ней;

3) этикет деловой, профессиональный.

Тема 2. Современная этика деловых отношений:

1) основные структурные элементы этики деловых отношений;

2) особенности этики современных деловых отношений в странах Запада;

3) этика российских деловых отношений начала XXI в.

Тема 3. Международные деловые переговоры:

1) основные требования по подготовке и проведению международных деловых переговоров при непосредственном общении партнеров;

2) особенности деловых переговоров с зарубежными партнерами в рамках непосредственного общения россиян с ними;

3) своеобразие международного переговорного процесса по телефону: подготовка, ход, анализ итогов.

Тема 4. Основные аспекты этики международного делового общения за рамками переговоров:

1) визитные карточки как важное средство делового общения;

2) роль деловых приемов, обедов, подарков в международном общении;

3) переписка как фактор делового общения.

Тема 5. Основные требования к одежде делового человека:

1) одежда делового человека – дань моде или удобству в общении;

2) стилевые особенности одежды деловых людей Запада, Востока и российские традиции.

Тема 6. Способность к «наблюдению» в структуре невербального общения:

1) особенности невербального общения и его доля в деловых контактах;

2) главные составляющие «умения наблюдать».

Тема 7. Система жестов в структуре невербального общения:

1) основные разновидности жестов и их предназначение;

2) жесты, мимика, походка делового человека.

Тема 8. Деловой разговор как важный фактор вербального общения:

1) сущность делового разговора и основные требования к его организации и проведению;

2) главные недостатки устной деловой речи россиян.

Тема 9. Основные эстетические принципы деловой риторики:

1) лексические и синтаксические средства выразительности речи;

2) композиционные, речевые и методические приемы привлечения внимания слушателей.

Тема 10. Основы речевого этикета:

1) роль приветствий в деловом общении;

2) фактор представлений собеседников, объема пространства их общения.

Тема 11. Этика взаимоотношений руководителей и подчиненных в ходе делового разговора:

1) методика нравственной оценки руководством труда подчиненных;

2) единство служебной субординации, вежливости, скромности, интеллигентности членов деловой команды.

Тема 12. Этико-психологический портрет делового человека:

1) этико-психологические трудности взаимодействия с деловым партнером;

2) основные социально-психологические типы делового человека.