Учебные материалы для студентов

Деловая этика


Деловая этика



Этико-психологический портрет делового человека


Чтобы стать современным деловым человеком, мало иметь высшее образование и профессиональные навыки в сфере бизнеса. Очень важную роль играет желание быть значительным, т.е. значимым для людей, полезным им.

1. Один известный американский менеджер признавал, что самым ценным качеством считает свое умение вызывать у людей энтузиазм и развивать в них (подчиненных) лучшее, способствующее максимальной профессионально-личностной самореализации через признание их достоинств и создание условий для эффективного проявления последних. Это признание всегда должно быть искренним, так как лесть пронизана лицемерием. Английский король Георг V несколько столетий назад потребовал написать на дверях своего кабинета в Букингемском дворце: «Не учите меня ни раздавать, ни получать дешевую похвалу».

2. Постоянным должно быть стремление понять собеседника, партнера, учитывать его позицию, точку зрения, смотреть на деловые проблемы его глазами. Это не означает, что самовыражение перестало быть доминирующей потребностью делового человека. Но если у вас возникла блестящая деловая идея, сделайте так, чтобы собеседник (подчиненный) «сам» додумался до нее. Тогда он с энтузиазмом приступит к ее реализации. Необходимо испытывать радость, моральный подъем, общаясь с другими людьми, если вы хотите, чтобы они испытывали то же самое в общении с вами. Руководителю в этом плане важно, в частности, знать не только фамилии, но и имена рядовых сотрудников, партнеров. Д. Карнеги подчеркивал: «Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Не менее важно проявлять исключительное внимание к собеседнику – деловому партнеру, не забывая о том, что интересными для него мы будем тогда, когда сами станем заинтересованными. Следует задавать ему те вопросы, на которые ему будет приятно ответить.

3. Деловой человек должен уметь спорить. Главное при этом помнить, что с помощью спора почти никогда не удастся заставить делового собеседника изменить свою позицию. Если вы пытаетесь рассеять недоразумение, постарайтесь все же избежать малопродуктивного спора: это единственный способ одержать в нем верх. Действуйте тактично, доброжелательно, стремясь понять точку зрения собеседника, лишь возгласом, интонацией, мягким жестом намекая на его неправоту. Один английский лорд советовал сыну: «Будь мудрей других, если можешь, но не говори им об этом». Если вы чувствуете, что сами не правы, признайте это немедленно и энергично. При необходимости указать на ошибки партнера в решении деловых проблем следует поставить перед ним серию продуманных вопросов, предоставив этим ему возможность спасти свой престиж. Необходимо хвалить сотрудников за малейшие удачи.

От советской деловой культуры в наследство российскому бизнесу перешли многие этико-психологические трудности взаимодействия с деловыми партнерами, ставшие стереотипами, проявляющимися даже в новых социально-экономических условиях.

Отметим следующие из них.

Психологическая инерция. Инерция психики является стержнем, на котором независимо от воли людей базируются все факторы тормозящего характера. Механизм возникновения инерционности в психике таков: если мы хорошо владеем каким-то способом решения деловых задач и он себя оправдал при решении данного класса задач, это может толкать нас к применению данного метода и в ситуациях, когда требуются новые способы и подходы. Процесс решения проблем может остановиться. Что именно обусловливает стремление сохранить старые подходы и способы реализации новых проблем? Это прежде всего характер побудителей. Реальности советского общества инициировали и закрепили в психике людей следующие побудители:

а) сохранение достигнутого во взаимоотношениях людей как основы должностного роста и преумножения привилегий;

б) избегание дел, содержащих элементы риска, особенно риска нарушить неформальные отношения с теми, от кого зависишь. Избегающий риска деловой человек, с одной стороны, пассивен, а с другой – ненадежен в его условиях. Он всемерно стремится закрепить те условия и формы деятельности, которые обеспечивают ему материальный и духовный комфорт.

Психологический механизм торможения. К его элементам относится относительно большой класс психических явлений.

Привычка к административно-командному стилю поведения, стремление психически давить на партнера и развивать собственную активность только под внешним воздействием.

Комплекс бюрократа, т.е. такого управленческого работника, который подменяет реальное дело канцелярскими манипуляциями.

Комплекс делового превосходства: «мое руководящее кресло заведомо делает меня умным, поступающим всегда верно».

Синдром вседозволенности, отличающий людей, которые полагают, что в «интересах дела и народа» правомерно нарушить отдельные «правила игры», инструкции, стандарты, нормы этики. Это ничто иное, как узаконенная сознанием предпосылка беззакония, от которой недалеко до прямых нарушений закона, злоупотреблений, завуалированных демагогией.

Комплекс чинопочитания, способствующий утере способности учиться на своих ошибках. Он проявляется в настоящее время, особенно в теневом бизнесе, немало лидеров которого уже погибло в пламени внутренних «разборок».

Комплекс самопочитания – естественное «продолжение» предшествующего. Атмосфера чинопочитания благоприятствует формированию «культиков» руководителей, не лишенных мании величия, переоценивающих свои реальные заслуги и деловые качества.

Мимикрия как своеобразный талант меняться в соответствии с требованиями нового начальника, угождая ему во всем. Хамелеонство, ханжеская добродетель, социальное лицемерие – из арсенала мимикрии.

Манипулирование людьми – применение различных приемов, иногда даже трюков с целью воздействия на окружающих, деловых партнеров и конкурентов, лишая их творческого начала, подчиняя себе. В деловой сфере действуют манипуляторы – «нытики», «диктаторы», «калькуляторы» и т.д. Манипуляторы любого типа безнравственно используют в своих целях человеческие слабости.

Охарактеризуем основные социально-психологические типы делового поведения, сложившиеся в советский период.

Функциональный: деловые партнеры рассматриваются с точки зрения их полезности или ненужности в данный момент, в данной обстановке, в данное время. Иногда можно наблюдать людей, которые в отношении других демонстрируют то знаки «благодарственного» внимания, то плохо скрываемого презрения, хотя объективных оснований для такого рода перемен, как правило, нет. В деловых связях люди-«функционеры» не склонны к компромиссам, ориентируясь лишь на свои цели, что приводит к неудачам.

Субъективный: деловым людям данного типа свойственно пристрастное отношение к партнерам-сотрудникам, что, в принципе, неплохо, если объяснимо. Симпатии и антипатии таких людей основаны не на реальной оценке деловых качеств коллег, а на факторах, не поддающихся разумно-нравственному объяснению. В бизнесе такой тип людей встречается редко, в сфере управления – распространенное явление.

Ситуационный: в различных условиях и обстоятельствах человек ведет себя по-разному в отношении с одними и теми же партнерами. Он эмоционально неустойчив и в определенной ситуации может пойти на заведомо невыгодное дело, в зависимости от настроения, нежелания обидеть уважаемого коллегу. При общении с «ситуационниками» выгоду получают «ловкие» люди, выбирающие удачный момент для решения своих задач и часто пускающие в ход лесть, лицемерие, прямую ложь. Подчиненные обычно относятся к такому руководителю как к «ребенку» или больному, которым все прощается, но в коллективе не складывается творческая атмосфера, а господствует инстинкт индивидуального самосохранения работников.

Нейтрально-безразличный: человек этого типа относится к другим равнодушно, не стремится проявлять интерес к достоинствам и слабостям коллег. Он вежлив, даже любезен, но «от» и «до», делая акцент на формальные, служебно-деловые контакты. Недооценка формального аспекта взаимоотношений не всегда позволяет ему полностью реализовать свой деловой потенциал. Особенно заметны эти минусы в женском коллективе, члены которого более эмоциональны, испытывают острую потребность во внешнем участии, внимании, одобрении. На данные знаки обоснованного внимания руководитель отмеченного типа неспособен.

Скрытно-отрицательный: к нему принадлежат люди с завышенной самооценкой, считающие себя как важными государственными персонами. В оценках других людей у них нет полутонов. Они весьма подозрительны, щедры на наказания, скупы на поощрения и убеждены, что честно и эффективно работают именно они, а остальные нуждаются в постоянном «подстегивании». Такие люди обычно не находят себя в бизнесе, так как заведомо считают его деятельностью, граничащей с преступлением.

Активно-положительный: отличается искренней, неподдельной доброжелательностью, способностью в других видеть личностей, готовностью бескорыстного служения обществу. По психологическому складу он альтруист. В повседневной жизни мы относимся к таким людям, как к чудакам, но без них жизнь была бы более суровой, пресной. Они чрезмерно доверчивы, часто бывают обманутыми непорядочными людьми. В деловых командах такого рода сотрудники бесценны – они притягивают творческих партнеров, создают атмосферу уважения к чужому мнению.

Рассмотрим этико-психологические приемы делового поведения.

Чтобы добиться успеха, деловому человеку необходимо знать приемы, с помощью которых можно сформировать в себе качества высококультурного бизнесмена, способного на основе соблюдения общечеловеческих ценностей и норм добиться от партнеров нужного ему решения и адекватного поведения.

К числу указанных приемов отнесем следующие.

«Подавляйте» партнеров своей выдержкой и спокойствием. Если в разговоре с вами собеседник начинает нервничать и повышать голос, то не стремитесь отвечать ему тем же. Даже на бурные атаки оппонента реагируйте ровным, уверенным и доброжелательным голосом. Оппонент будет вынужден перейти на нормальный тон, позволяющий легче решать проблемы. Повторите этот прием несколько раз, и вы приучите себя и партнеров к подлинно культурному деловому общению.

Концентрируйте внимание на деловом партнере. Заставьте себя понаблюдать за ним, чтобы понять его мысли, чувства, интересы, проблемы, выявить его хобби (если оно имеется), основные этапы деловой карьеры, и, вполне возможно, вы почувствуете живой интерес к нему. Тогда вам будет легче, естественнее общаться с ним на неформальной основе и, вскоре вы обнаружите с его стороны глубокое доверие к вам.

Корректируйте собственное мнение. Постарайтесь в партнере, которого вы, возможно, почему-то подвергаете критике, найти какие-то положительные качества. Убедите себя, что до сих пор вы имели ошибочное мнение о нем (хотя оно было в основе верным). Убедите себя, что партнер не так уж плох. После этого высоко оцените его положительные качества. Если вы это проделаете неоднократно и ненавязчиво, то вскоре убедитесь, что он действительно обладает такими качествами, поскольку практически каждый человек стремится доказать свою полезность. Но не увлекайтесь чрезмерно: осторожность в отношении тех, кому вы не доверяете, не помешает.

Принимайте неожиданные решения. После 70-летнего господства теневого бизнеса, формировавшего делового человека-преступника, многие бизнесмены России ждут от конкурентов обмана, нечестных приемов, ловушек. Отсюда происходит часто неспровоцированное недоверие. Важно не подозревать во всех конкурентах нечистоплотных дельцов, махинаторов. Начните с доверия к партнеру, выразите его гласно, публично, подчеркните свою уверенность в том, что он будет честным в сотрудничестве с вами. Но предварительно надо тронуть какую-то струну его деловой души доверием с вашей стороны, способным преодолеть страх риска.

Ставьте партнера на свое место. В деловом споре не старайтесь сконцентрировать общие, хотя и веские, аргументы и соображения. Заставьте партнера «встать на ваше место». Тогда он скорее и глубже осознает, что решить данный вопрос исключительно в его пользу невозможно как по объективным, так и по моральным мотивам.

Важной чертой делового человека является его умение обсуждать деловые вопросы и принимать решения: в обсуждении должны участвовать не просто компетентные специалисты, но и люди, чьи взгляды на решение проблемы не совпадают; мнение одного авторитетного специалиста необходимо подвергнуть испытанию мнением другого и аргументами оппонентов с иной точкой зрения; полезно заслушать предложения малокомпетентных, но заинтересованных коллег, не перебивая их выступления и не упрекая в недостаточной эрудиции; в ходе решения сложного вопроса целесообразно ограничивать свою роль арбитра в дискуссии и даже отказаться от критики с целью активизации творческого мышления партнеров. В итоге может возникнуть «мозговая атака», которую один американский автор описывает так: «Если вы попробуете одновременно пустить через кран холодную и горячую воду, в результате пойдет теплая вода. Если вы попытаетесь одновременно критиковать и творить, то у вас не получится ни достаточно охлажденной критики, ни достаточно воспламеняющих идей». Лишь после такой атаки, способной дать хорошие идеи или неожиданные решения, легко доказать, что идеи оказались плодотворными.

В каждом конкретном случае деловой практики важно определить меру официальности отношений. Следует помнить, что неуместная официальность производит отрицательное впечатление. Но и в сфере неформальных контактов важно соблюдать меру, поскольку могут возникнуть группировки, кланы, и деловая команда распадется.

Немаловажное значение в деловом общении имеет и такой феномен, как психологический такт: чувство меры и границ во взаимоотношениях и при взаимодействии с людьми; речевая адаптация к разным людям, отсутствие речевого шаблона, речевая находчивость при первом деловом знакомстве (особенно остроумие); индивидуализация общения с другими людьми (учет их устойчивых индивидуально-психологических особенностей); чувство ситуации; учет внешних обстоятельств, влияющих на деловые взаимоотношения; простота, естественность в общении, способность всегда оставаться собой, отсутствие наигранности, нарочитости поведения.

В целом эффективность делового поведения не является результатом некоего природного дара. Она следствие усвоения в практике ежедневной деятельности лучших образцов высоконравственного общения, выработанных личным и коллективным опытом.

Вопросы для самопроверки

6.1. Что означает для бизнесмена быть «значительным»?

6.2. Что такое бюрократия?

6.3. Чем характеризуется комплекс «чинопочитания»?

6.4. Чем отличается руководитель-альтруист?

Контрольные вопросы

6.5. Какие этико-психологические трудности делового общения унаследованы из советской деловой культуры?

6.6. Охарактеризуйте основные социально-психологические типы делового общения и определите, какой из них является наиболее позитивным?

6.7. Каковы главные этико-психологические приемы делового поведения?

6.8. Что такое психологический такт и каковы его основные составляющие?

6.9. Какие этико-психологические особенности необходимо учитывать при проведении деловых совещаний?