Учебные материалы для студентов

Деловая этика


Деловая этика



Этика и ее роль в формировании современного специалиста


В начале XXI века стало вполне очевидным, что современный специалист – это человек, не только знакомый с новейшими технологиями, умеющий пользоваться банками данных, обобщающими мировой опыт. Он, прежде всего, творческая личность, отличающаяся навыками исследователя, способного находить и выделять важные принципы функционирования, оценивать масштабы и свойства созданных финансово–экономических систем, представлять их в виде моделей и грамотно использовать весь арсенал новейших методов и средств, позволяющих проверять и уточнять правильность выбранных расчетных схем, материалов и технологий. Но, в не меньшей степени, это интеллигентный человек с нормальной психикой, уважающий себя и общество, дорожащий всей системой общечеловеческих нравственных ценностей, стремящийся к энергичному достижению поставленных целей – без нанесения злонамеренного ущерба другим людям и природе, т.е. обладающий глубокой общей и профессиональной деловой культурой.

Последняя представляет собой основанную на общей культуре данной личности культуру исполнения ею своих профессиональных обязанностей, включающую многообразие деловых качеств, организаторские способности, нравственный стержень, пронизывающий указанные качества и способности. В Гарвардской школе бизнеса акцентируют четыре важных достоинства специалиста: знания, квалификацию, умение находить альтернативные решения, комплекс деловых и нравственных установок. Для того, чтобы разобраться в содержании отмеченного стержня и данных установок, следует обратиться к проблеме этики и ее соотношения с таким важным социальным феноменом, как мораль.

Этика (от греческого «ethos») является философской дисциплиной, объект изучения которой – мораль (от латинского «moralis»). Оба термина (автор первого – Аристотель, хотя исследования в русле этики вели еще его предшественники – Сократ и Платон) означают, в сущности, «нравы», «обычаи», присущие общению людей как на индивидуально-семейном, так и на общественном уровнях. Нравы и обычаи представляют собой устойчиво повторяющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям данного общества. Они составляют общепринятый, традиционный для определенных социальных групп и больших масс людей в целом, порядок поведения. К ним также относят исторически укоренившиеся в бытии социумов формы жизни и особенности быта, общения: приветствия, одежду, жилища, национальную кухню, ритуалы, праздники и т.д.

Мораль включает в свою структуру лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются требования к поступкам людей, нормам их поведения не только в частно-семейной жизни, но и в рамках социальных групп, общества в целом. Указанные нормы выстраиваются на базе таких понятий, как добро, зло, честь, совесть, нравственный долг и др. Нравственность человека и общества представляет собой конкретно-практическое функционирование, проявление в соответствующем обществе отмеченных моральных норм. Их изучение и является предметом этики, в центре внимания которой вопросы сущности морали, законов ее развития, принципов и норм поведения людей, моральных отношений, морального сознания, морали как внутреннего закона личности, проблемы ее нравственной культуры.

При этом нравственная культура есть не просто сумма этических категорий или совокупность моральных ценностей и принципов. Она выражает меру усвоения людьми, обществом в целом нравственных норм и неотрывна от моральной ответственности человека, выступающей главным мерилом его действительной нравственной культуры. Последняя позволяет предотвратить или разрешить социальные конфликты, в том числе преодолеть состояние фрустрации – деформированного психологического состояния, вызванного реальной либо воображаемой помехой на пути достижения целей. Таким образом, этика – прежде всего отрасль научного знания, осуществляющая оценку всей гаммы человеческих взаимоотношений, а также поведения людей с точки зрения их адекватности важнейшим разумным, общепринятым нормам. Под нею можно иметь в виду и практическую реализацию упомянутых норм, определяя поведение людей как «этичное» либо «неэтичное». Отсюда правомерно различать этику как идеал и как действие.

Глубокое знание основ этики крайне важно для формирующегося либо развивающегося специалиста в области экономики, коммерческой деятельности, управления уже потому, что он является «публичным» работником, постоянно контактируя с коллегами, партнерами, конкурентами. Успешная реализация (самореализация) профессиональной свободы специалиста XXI века невозможна без его пунктуального следования этическим нормам, в частности, такой идущей еще от И. Канта: «Поступай с другими так, как бы хотел, чтобы поступали с тобой». Более того, ученые, а также ведущие хозяйственники-практики убеждены, что нравственно, доброжелательно относящийся к другим специалист более «открыт» для творчества и сотворчества в делах. Причем высоконравственное отношение к людям настраивает его на нравственно-разумное отношение к природе. Последнее актуально и с профессиональной, и с общегуманистической точки зрения, поскольку в итоге способствует нравственному возвышению того, от кого отмеченное отношение исходит. Следование нормам этики позволяет формирующемуся специалисту глубже осознать социальное предназначение предстоящей ему профессиональной деятельности, выйти на проблему ее соотнесения с вопросами его гражданской ответственности перед обществом, решающим, как сегодня в нашей стране, непростые задачи выхода из «тоннеля» тоталитаризма, утверждения экономики с «лицом» трудящегося человека, а не такой, целью которой является «производство ради производства».

Наконец, информационная революция рубежа тысячелетий обострила прежние и поставила новые многогранные проблемы: от формирования социально-ориентированного рынка, характера использования новейших технологий, спасения природы, перспектив недопущения «битвы цивилизаций» – до целесообразности клонирования человека. Данные неоднозначно понимаемые проблемы сходны, по крайней мере, в одном: они поднимают на беспрецедентный уровень значимость морально-этической составляющей деятельности всех тех, кто ставит цели, предлагает те или иные средства их осуществления и реализует жизненно важные проблемы совершенствования всемирной цивилизации, не впадая в различные варианты технократических подходов, грозящих человечеству катастрофой.

Вопросы для самопроверки

1.1. Что такое деловая культура?

1.2. Какие качества специалиста формирует Гарвардская школа бизнеса?

1.3. Что такое нравственная культура?

1.4. Кто является автором термина «этика»?

Контрольные вопросы

1.5. Каковы основные черты образа современного специалиста?

1.6. Что такое этика?

1.7. Чем отличается мораль от нравственности?

1.8. Какие объективные факторы повышают роль этической составляющей профессионально-деловой культуры специалиста?