Учебные материалы для студентов Делопроизводство |
ДелопроизводствоГлава 4 Организация работы с документами на предприятииВ главе рассматриваются принципы построения службы ДОУ предприятия, ее функции и принципиальная система организации работы с документами 4.1. Организация документооборота на предприятииИнформационно-документационное обеспечение деятельности любого предприятия является одной из важнейших обслуживающих функций.
Существующие системы организации делопроизводства можно разделить на три основных вида: централизованная; децентрализованная; смешанная. При централизованной системе все операции по осуществлению делопроизводства сосредоточиваются в одном структурном подразделении. При децентрализованной системе организации делопроизводства все виды работ выполняются самостоятельно каждым структурным подразделением. Смешанная форма применяется в крупных учреждениях со значительным объемом документооборота. На небольших предприятиях эту работу могут выполнять отдельные лица (секретарь, референт, менеджер по общим вопросам, офис-менеджер и др.). На крупных предприятиях выполнение функций делопроизводства может выделяться в самостоятельное структурное подразделение (управление делами, канцелярия, секретариат и др.) или объединяться, например, в общий отдел, в состав которого включаются: секретариат; юридическая служба; общий отдел (с выполнением ряда функций по материально-техническому обеспечение собственных нужд предприятия); экспедиция, которая может включать в себя ряд групп по направлениям работы с документами; копировально-множительная служба; архив. При этом возможно совмещение нескольких функций в одном подразделении. Служба ДОУ (документационного обеспечения управления) – структурное подразделение предприятия, занимающееся вопросами организации и осуществления документооборота и делопроизводства в целом. Типовыми функциями службы ДОУ являются: ü полное информационно-документационное обслуживание деятельности предприятия; ü организационно-методическое руководство и контроль за постановкой делопроизводства во всех структурных подразделениях предприятия; ü внедрение и использование современных средств оргтехники с целью совершенствования и рационализации делопроизводства на предприятии; ü организация повышения квалификации работников предприятия в сфере ДОУ. Стандартом документооборот определяется как движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки. Требования к документообороту: прямоточность движения документов; избирательность распределения документов между руководителями и исполнителями; прохождение документов кратчайшим путем, исключая или сводя к минимуму встречные и возвратные перемещения; обусловленность перемещения документов деловой необходимостью; единообразие маршрута движения и состава технологических операций для массовых категорий документов; однократность выполнения каждой операции; приспособленность к новым информационным технологиям. Система делопроизводства приведена на рис. 9. Рис. 9. Система организации делопроизводства Документооборот как технологический процесс состоит из нескольких частей, называемых документопотоками. Документопоток – это совокупность документов, выполняющих определенное целевое назначение в процессе документооборота. Каждый из потоков характеризуется определенной направленностью, составом и количеством движущихся документов. Выделяют три основных потока: поступающие документы – входящий документопоток; исходящие документы – исходящий документопоток; внутренние документы – внутренний документопоток. Документы каждого из потоков с целью анализа могут классифицироваться по ряду признаков (вид документа; система подчиненности предприятий; тип отправителя – юридическое или частное лицо; массовый или разовый вид документа); вид рассматриваемых вопросов – основная или неосновная деятельность; функциональный признак и др.) Документопотоки регулируются: нормативными документами (стандарты, УСД и др.); целями и задачами самого предприятия, особенностями его деятельности. Количество документов всех потоков за определенный период времени (месяц, квартал, год) в сумме составляет объем соответствующего документооборота. Годовой объем документооборота используется для определения численности работающих; количества и состава средств оргтехники службы документационного обеспечения предприятия. Совершенствование, рационализация и разумное уменьшение документооборота является одной из достаточно важных проблем управления. В то же время существуют объективные факторы, прямо влияющие на рост количества документов: создание новых предприятий, организаций и учреждений; расширение производственных и торговых связей; увеличение выпуска продукции и расширение ее ассортимента. Одна из важнейших функций организации работы с документами – функция учета документов. Учет обеспечивается регистрацией документов – записью учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующей факт создания документа, его отправки или получения. Также регистрация позволяет осуществлять контроль исполнения документов, вести поиск документов по запросам подразделений и работников предприятия. Перечень документов, подлежащих утверждению, приведен в прил. 2, а подлежащих и не подлежащих регистрации, в прил. 3. Хранение документов и их использование являются важной составляющей организации работы с документами на предприятии. Система хранения документов представляет собой совокупность средств, способов и приемов учета и систематизации документов с целью их поиска и использования в текущей деятельности предприятия. Документы предприятия подшиваются в дела. Дело – совокупность документов по отдельному вопросу или участку деятельности, сформированных в хронологической или иной последовательности и подшитых в отдельную обложку. Номенклатура дел – систематизированный перечень заголовков дел, формируемых в системе делопроизводства предприятия, расположенных в определенной последовательности с указанием сроков хранения. По срокам хранения (на коммерческих предприятиях) дела классифицируют на дела временного (до 10 лет) и постоянного (свыше 10 лет) хранения. Движение документов во всех случаях отражает организационную структуру аппарата управления предприятия и распределение обязанностей между его составными частями. Выделяют типовую схему движения документа на предприятии. Она включает следующие этапы: 1 – прием и первичная обработка документов; 2 – предварительное рассмотрение и распределение документов; 3 – регистрация документов и ведение справочно-информационной системы (см. прил. 3); 4 – рассмотрение руководством и направление документов в структурные подразделения; 5 – исполнение документов. В зависимости от типа документа и особенностей деятельности предприятия эта схема может меняться. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |