Учебные материалы для студентов Делопроизводство |
Делопроизводство2.2. Бланки деловых документовДеловые (управленческие) документы выполняются на чистых листах бумаги или на бланках.
Бланк – стандартный лист бумаги, на котором воспроизводится постоянная информация документа и отводится место для переменной информации. Для деловых документов действующими стандартами установлены следующие форматы бумаги: основные: А4 (210 ´ 297 мм); А5 (148 ´ 210 мм); вспомогательные: А3 (297 ´ 420 мм); А6 (150 ´ 148 мм). Бланки документов и документы, выполненные на листах бумаги, должны иметь поля (не менее), мм: левое – 20; верхнее – 20; правое – 10; нижнее – 20. Постановлением Госстандарта России № 9-ст от 21 января 2000 г. допускается величина верхнего поля 15 мм. Для документов долговременного и постоянного хранения, которые будут переплетены или подшиты, можно устанавливать левое поле 35 мм. Бланки документов изготавливаются с учетом ряда требований: ü использование белой или светлых тонов бумаги; ü выполнение типографским способом, с помощью средств оперативной полиграфии или средств вычислительной техники (исключение – гербовые бланки); ü установление двух вариантов расположения реквизитов (угловой и продольной) заголовочной части на бланках (рис. 1, 2). Для предприятий, их структурных подразделений, должностных лиц установлены следующие виды бланков документов: общий бланк (рис. 3); бланк письма; бланк конкретного вида документа, кроме письма (образец приказа рис. 4). Бланки структурного подразделения организации или должностного лица проектируются в том случае, если руководитель подразделения или должностное лицо имеют право подписи исходящих документов (рис. 5). Бланки для писем рекомендуется изготавливать на форматах А4 или А5 с угловым или продольным расположением реквизитов. Герб (эмблема) располагается на расстоянии 1 см от верхней границы листа по центру относительно реквизита 08 «Наименование организации». Размер изображения герба (эмблемы) – 2 см. Герб (эмблема) отделяется от реквизита 08 «Наименование организации» одним межстрочным интервалом. Рекомендации по используемым шрифтам при выполнении заголовочной части бланка приведены в табл. 1.
Рис. 1. ГОСТ 6.30-2003. Образец продольного бланка для писем
Рис. 2. ГОСТ 6.302003. Образец углового бланка для писем
Рис. 3. ГОСТ Р 6.30-2003. Образец общего бланка предприятия
Рис. 4. ГОСТ Р 6.30-2003. Образец бланка приказа
Рис. 5. ГОСТ Р 6.30-2003. Образец бланка должностного лица предприятия Таблица 1 Оформление реквизитов заголовочной части бланков
Зона расположения реквизитов ограничена 7,5 см от левого поля и 6 см от верхнего поля (без герба или эмблемы). Все реквизиты центруются относительно реквизита 08 «Наименование организации». На предприятиях должен быть утвержден порядок изготовления, учета и хранения бланков, который утверждается руководителем службы ДОУ. Такой раздел может входить в инструкцию по делопроизводству. Особое внимание должно уделяться способам изготовления и хранения бланков с изображением Государственного герба Российской Федерации, герба субъекта Российской Федерации или эмблемы предприятия. Гербовые бланки – бланки с воспроизведением государственного герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации – являются полиграфической продукцией, подлежащей строгому учету. Они изготавливаются только полиграфическими и штемпельно-графическими предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне. Контроль за изготовлением, использованием и хранением гербовых бланков возлагают на службу ДОУ организации. Лица, персонально ответственные за учет, использование и хранение бланков, назначаются распорядительным документом руководителя организации. Проверку наличия, использования и хранения гербовых бланков проводят не реже раза в год комиссией, назначаемой распорядительным документом руководителя организации. О проведенных проверках делают отметки в учетно-регистрационных формах. В случае обнаружения нарушений при изготовлении, учете, хранении и использовании гербовых бланков комиссия проводит служебное расследование, результаты которого оформляют актом и доводят до сведения руководства организации. Допускается тиражирование средствами оперативной полиграфии организации документов на гербовом бланке, предназначенных для рассылки, при условии заверения каждой копии документа печатью организации. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |