Учебные материалы для студентов Делопроизводство |
ДелопроизводствоГлава 1 Делопроизводство. Понятие, виды и назначение деловых документовВ главе рассматриваются сущность и значение делопроизводства в деятельности предприятий; система делопроизводства, состав нормативно-методической базы делопроизводства, понятие и классификации деловых документов Возникновение термина «делопроизводство» в русском языке относят ко второй половине ХVIII века. При своем возникновении он означал систему «производства дела», при этом имелось в виду широкое понимание слова «дело».
В настоящее время в широком смысле под делопроизводством понимается отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Синонимом этого термина можно считать понятие «документационное обеспечение управления». Оно предполагает внедрение в документационную сферу современных информационных технологий и средств организационной и вычислительной техники, что позволяет поднять на качественно новый уровень современную организацию делопроизводства. В более узком смысле «делопроизводство» можно трактовать как систему документационного обеспечения деятельности любого предприятия. Нормативно-методическая база делопроизводства представляет собой совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих создание, обработку, хранение и использование документов в деятельности предприятия; а также функционирование службы документационного обеспечения предприятия. Она включает в себя: ü законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации; ü соответствующие указы и распоряжения Президента и Правительства Российской Федерации; ü правовые акты федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения; ü правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по делопроизводству предприятий и учреждений; ü государственные стандарты на документацию; ü унифицированные системы документации; ü общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; ü Государственную систему документационного обеспечения управления. Основные требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ); ü нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда; ü нормативные документы по организации архивного хранения документов. Понятие «делопроизводство» базируется на понятии документирование, которое представляет собой сам процесс создания документа или запись информации на различных носителях по установленным правилам. В составе документирования выделяют две составляющие: документирование по общим вопросам (основной и оперативной деятельности); документирование специальных сторон управленческой деятельности. Документирование может осуществляться на естественном языке (текстовые документы, содержащие речевую информацию, закрепленную любым типом письма или звукозаписи) и искусственных языках (документы на машинных носителях, обеспечивающие обработку информации различными типами ЭВМ). Средствами документирования являются орудия и приспособления, используемые человеком для создания документов (ручки, пишущие машинки, магнитофоны, фото-, кино-, видео- и компьютерная техника и т.п.). В зависимости от вида используемых средств документирования классифицируются и способы документирования. Система документирования представляет собой совокупность процессов по созданию и обработке всех документов, создаваемых на предприятии. Процесс управления включает следующие основные типовые документируемые операции: сбор и обработку документной информации; подготовку решения; принятие и документирование решения; доведение решения до исполнителей; исполнение решения; контроль исполнения; сбор информации об исполнении; передачу информации по вертикальным и горизонтальным связям; хранение и поиск информации. Документирование предполагает соблюдение установленных правил и норм фиксирования информации для каждого конкретного типа документа. Это обеспечивает придание данному документу юридической силы. Юридическая сила документа представляет собой свойство официального документа, придаваемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего органа и установленным порядком оформления. Она обеспечивается установленным для каждой разновидности документов обязательным комплексом реквизитов. Если документ не имеет юридической силы, то, следовательно, такой же характер имеет и коммерческая операция, оформленная посредством этого документа. Дополнительную юридическую силу документам придают с помощью: утверждения; согласования (в соответствии с требованиями нормативных актов и правил оформления); заверения гербовой (фирменной) печатью в установленном порядке. Документирование управленческого действия начинается с выбора вида документа, соответствующего данной ситуации и компетенции предприятия. Вид документа определяет требования к изложению и форме документа. Главными требованиями являются: ü использование официально-делового стиля; ü соблюдение требований ГОСТ, УСД, нормативных документов; ü актуальность излагаемой информации. Она складывается из следующих понятий: адресность, тематическая ограниченность, достоверность, объективность, аргументированность, точность, исключение повторов, лаконичность и обстоятельность одновременно; ü требования по соблюдению грамматических правил используемого языка и стилистических особенностей деловой речи (терминология, использование сокращений, языковых формул; падежи существительных и прилагательных; формы глаголов; виды и построение предложений, формы обращения, использование числительных, синтаксические особенности и др.). Результатом документирования является документ. Согласно ГОСТ документ определен как материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве. Документ может быть создан посредством письма, рисунка, фотографии, кино-, звукозаписи и др. Зафиксировав информацию, документ обеспечивает ее хранение, накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени. Всякий документ может рассматриваться с точки зрения носителя информации, способа фиксации, выполняемых документом функций и т.д. Функции документа представляют собой целевое назначение данного документа. Документ выполняет две группы функций: общих и специальных. Общие функции: информационная; социальная; коммуникативная; культурная. Специальные функции: управленческая; правовая; функция исторического источника (12–14% всех создаваемых в обществе документов). Не существует документов, выполняющих лишь одну строго ограниченную функцию. Любой документ многофункционален, т.е. в одном и том же документе существует переплетение различных функций. Поэтому разграничить документы можно только условно, для удобства их классификации и анализа. Значение той или иной функции со временем изменяется, так как изменяется и роль самого документа в общественных отношениях, в данной социальной структуре, в процессе управления и т.д. Существуют функции, время действия которых ограничено, и функции, постоянно действующие. В процессе управления информация, зафиксированная в документе, является не только основанием для принятия решения, но и доказательством его исполнения, источником для анализа и обобщений, материалом для справочно-поисковой работы. Таким образом, в управленческой деятельности документ выступает как предмет труда и результат труда. Отнесение документов к той или иной системе начинается с разделения документов на официальные и документы личного характера. Документ, созданный организацией или должностным лицом и оформленный в установленном порядке, называется официальным. Под должностным лицом понимают лицо, которое осуществляет функцию представителя власти или занимает должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административных обязанностей. По стадии создания и оформления деловые документы можно разделить на: подлинник (оригинал), проект, выписку, копию, дубликат. Подлинник официального документа – первый, или единственный, экземпляр официального документа. Проект – деловой документ до момента его подписания соответствующим должностным лицом. Понятие «копия» связано с размножением, повторением документа любого вида. Копия документа – документ, воспроизводящий информацию другого документа и все его внешние признаки или часть их. Развитие средств оргтехники привело к широкой дифференциации понятия «копия» (автоматические, факсимильные и т.д.). Также копии различаются в зависимости от того, каким образом они удостоверены (нотариальные, официально заверенные, простые заверенные, незаверенные, дипломатические). Особый вид копий – дубликат – копия, имеющая силу подлинника, оформляется на документы, которые выпускаются в единственном экземпляре (аттестат, диплом, свидетельство о рождении и др.). Выписка – копия части документа, оформленная и заверенная в установленном порядке. Официальные документы в зависимости от обслуживаемой ими сферы человеческой деятельности подразделяются на: управленческие; научные; технические (конструкторские); технологические; производственные и т.д. Управленческие документы и составляют собственно объект делопроизводства. Документы личного характера включают в свой состав: ü документы, создаваемые человеком в связи с его профессиональной деятельностью и относящиеся к ее осуществлению (автобиография, резюме, анкета, личное заявление, характеристика, рекомендация, доверенность личного характера, расписка и др.); ü документы, создаваемые человеком вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей (самая немногочисленная система документов; включает личную переписку, дневники, мемуары, воспоминания и т.д.). Отдельный документ – это единичный акт документирования. Деятельность любого предприятия отражается совокупностью документов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих, составляющих системы документации. Система документации определяется ГОСТ как совокупность взаимосвязанных документов, применяемых в определенной сфере деятельности. Существуют единая и целостная – общегосударственная система документации, которая включает все виды систем документации, возникающие и обращающиеся в стране. Деление на отдельные системы документов внутри общегосударственной неоднозначно трактуется документированием, однако выделяют ряд классификационных признаков систем: территориальный; функциональный; отраслевой; признак уровня управления и др. Территориальный признак, например, выделяет территориальную систему документации, которая понимается как совокупность документов, обращающихся на определенной территории и т.д. Функциональные и отраслевые системы документации, в свою очередь, подразделяются на подсистемы по направлениям деятельности (бухгалтерские, сбыта, МТО и др.). Между подсистемами и системами не существует четких границ, так как они тесно взаимосвязаны между собой и любой документ одновременно находится минимум в двух системах или подсистемах. Документы, созданные в разных системах и используемые в управлении на различных уровнях, должны иметь единые формы. Проблема единообразия документов была решена методом унификации, т.е. установлением состава и форм управленческих документов, создаваемых при решении однотипных управленческих функций и задач. Таким образом, появились унифицированные формы документов (УФД), объединяемые в унифицированные системы документации (УСД). Унифицированные формы документов (УФД) – совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных на носителе информации в определенном порядке. Унифицированные системы документации (УСД) – совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах хозяйственной деятельности, средств их ведения, нормативных и методических материалов по их разработке и применению. Унифицированные формы документов проектируются на основе ГОСТ, где приведены базовые формуляры-образцы документов. В самом базовом формуляре-образце устанавливаются форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки, расположение реквизитов. Формуляр-образец строится для множества документов, объединенных функциональным назначением и уровнем использования. В настоящее время действует 8 УСД (их определение, назначение и состав устанавливается страндартами, которые издаются на каждую систему): организационно-распорядительной документации; банковской документации; финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций; отчетно-статистической документации; учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятия; документации по труду; документации Пенсионного фонда РФ; внешнеторговой документации. Наиболее полным межотраслевым документом по организации документационного обеспечения управления является Государственная система документационного обеспечения управления – ГСДОУ. В данном документе приведена совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами. Вопросы для самопроверки к главе 11. К какому периоду времени относится появление термина «делопроизводство» и что он означал? 2. Что такое нормативно-методическая база делопроизводства? 3. Какие основные типовые документируемые операции Вы знаете? 4. Какие группы функций выполняют документы? 5. Дайте определение делового, или официального, документа. Контрольные вопросы к главе 11. Дайте определение делопроизводства. 2. Что такое документирование? 3. Какие реквизиты придают документам дополнительную юридическую силу? 4. Посредством чего создается документ? (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |